По способу крепления можно выделить следующие виды запирающих устройств для гаражей:
- съемные (навесные) – они оснащаются дужкой, которая вставляется в скобы (проушины);
- постоянные (накладные, врезные).
Накладные конструкции размещаются изнутри, запорное устройство защищено, поэтому такой тип считается более надежным. К его преимуществам можно отнести возможность самостоятельной установки (не нужно врезать корпус в полотно, что требует определенного опыта).
Врезная конструкция наиболее популярна, она монтируется внутри дверного полотна, не портя его внешнего вида. Поскольку механизм располагается вблизи от наружной поверхности, он слабо защищен от действий злоумышленников. Чтобы снизить вероятность взлома, стоит позаботиться об установке пластин (они играют роль защитных элементов).
Запирающие устройства классифицируются по стойкости ко взлому на 4 класса. 1 класс воры смогут вскрыть менее чем за 5 минут, 2-ой обладает средней устойчивостью. Для гаражных ворот больше подойдут модели 3, 4 классов с повышенными/высокими защитными свойствами.
В зависимости от способа запирания различают винтовые, ригельные, цилиндровые, сувальдные замки. В последние года находят применение электромагнитные «невидимки» с автономным питанием – они лишены замочной скважины, открываются с помощью брелока.
Винтовой тип
Винтовая конструкция была популярна несколько десятков лет назад, но и сегодня еще встречается (хотя в продаже ее вряд ли удастся найти). Принцип действия прост – штырь закручивается с помощью специального ключа. Головка штыря может иметь разную форму, поэтому «чужой» ключ аналогичной конструкции не подойдет. Устойчивость ко взлому очень низкая.
Навесной тип
Навесные модели фиксируют ворота в закрытом положении путем продевания дужки в 2 проушины, одна из которых крепится на подвижном, а другая – на неподвижном элементе. Это – простейший и не самый надежный вариант защиты. Различают следующие виды навесных замков:
- открытого типа – дужка остается на виду, корпус содержит механизм для ее фиксации внутри (самый ненадежный вариант);
- грибообразные – вместо дужки у них имеется металлический штырь из закаленной стали с утолщением на конце (подпилить такую дужку достаточно сложно, поэтому конструкция считается более надежной, по сравнению с открытым типом);
- полузакрытые – роль дужки играет прочный ровный металлический штырь;
- закрытые (так называемые «черепашки») – дужка прячется внутри достаточно массивного корпуса, проушины почти полностью закрываются, что служит защитой от взлома.
Если выбор остановлен на навесном типе, то стоит выбрать закрытое исполнение («черепашку») с литым корпусом и обязательно установить на гаражные ворота еще одно запирающее устройство.
Ригельный (реечный) тип
Реечный замок для гаража имеет внутри корпуса рейку (ригель) с пазами/зубцами. Открывается он с помощью длинного ключа, пазы которого совпадают с внутренним рельефом. При открытии ключ поворачивать не нужно – он вдавливается внутрь (причем достаточно туго, что зимой превращается в проблему). Защитные свойства низкие (1 класс – взлом займет менее 5 минут).
В качестве основного замка для гаражных ворот такой тип не подходит, но может стать дополнительным элементом защиты (для подстраховки).
Сувальдный тип
Сувальдный замок может стать основным запирающим устройством, поскольку легче переносит сезонные изменения погоды, реже заедает и ломается. В нем используются сувальды (пластины с вырезами). Ключ имеет для каждой из них «бородку». Дверь откроется только в случае, если все пластины займут нужное положение.
Сувальдные замки бывают врезными и накладными, но для гаражных ворот больше подходят последние. При выборе нужно учесть:
- прочность крепежных элементов;
- количество ригелей (выдвижных элементов должно быть не менее 3-х);
- класс взломостойкости (оптимальным считается 4-тый);
- число сувальд (желательно, чтобы они имели цинковое покрытие).
Конструкцию лучше защитить бронированными пластинами. Должна быть предусмотрена защита от высверливания, а также вставка, препятствующая перепиливанию ригелей.
Модели с вертикальной тягой (многосторонним закрыванием) могут сильно заедать в период оттепели/заморозков, поэтому их лучше не использовать.
Цилиндровые модели
Цилиндровые замки бывают штифтовыми и дисковыми. Штифтовой (английский) тип имеет пружинные штифты – вставленный ключ переводит их в положение, при котором получается его провернуть в замочной скважине.
Компонентами конструкции, помимо кодовых/запорных штифтов, являются:
- кулачок;
- возвратные пружины;
- штифт от высверливания;
- личинка с разной степенью защиты (желательно, чтобы было несколько секретных механизмов).
Поскольку личинка легко может быть выбита, при установке на гаражные ворота лучше предусмотреть протектор (защиту цилиндра).
Штифтовые конструкции имеют очень слабую устойчивость ко взлому.
Дисковые запорные устройства называют финскими. Внутри корпуса располагается цилиндр со свободно вращающимися относительно друг друга дисками. Ключ поворачивает их, пазы выстраиваются в ряд. После вхождения в пазы стержня цилиндр поворачивается, дверь открывается/закрывается. Если используется другой ключ, то стержень остается зажатым между стенкой и дисками, что делает невозможным поворот цилиндра и отпирание. Для гаража лучше выбирать модели с наибольшим количеством дисков.
Минусы всех цилиндровых замков – чувствительность к сезонным колебаниям почвы, происходящим из-за перепадов температур. Они могут заклинить на морозе, боятся попадания пыли, грязи. Весомым недостатком является возможность без ключа открыть дверь изнутри (если вор проникнет через стену или потолок, то спокойно выйдет наружу, прихватив все необходимое.
Электромеханические замки-невидимки с автономным питанием
«Невидимки» обычно используются в качестве дополнительного запирающего устройства. Конструкция лишена замочной скважины, она не может быть взломана отмычкой. Батарейки обеспечивают автономное питание на протяжении полугода (важно не пропустить момент и вовремя осуществить замену). Открывается калитка с помощью радиобрелка или мобильного телефона.
Могут быть предусмотрены полезные функции:
- предупреждение, отправляемое на телефон, о попытке вскрытия механических замков;
- напоминание о необходимости замены батареек;
- защита от кодграббера (диалоговый код);
- включение сирены при срабатывании датчика открытия двери (если он установлен).
Помимо электромеханического, существует и другой «электронный» вид – электромагнитный, в котором запирание обеспечивает мощный магнит.
Минусы электронных моделей – зависимость от электропитания, высокая цена, повышенные требования к месту установки (в частности, не должно быть зазоров между коробкой).
Общие требования
Не рекомендуется ограничиваться только одним замком – лучше установить хотя бы 2 на расстоянии друг от друга (основное запирающее устройство – сувальдного типа). Материалом корпуса должна быть нержавеющая сталь. Не помешает дополнить замок сигнализацией с GSM-извещением, установить динамик для громкого звукового оповещения при взломе. Не лишней будет и камера видеонаблюдения.
Дополнительные рекомендации
Воры проникают в гараж не только через ворота или установленную в них калитку – крыша и стены часто являются слабым местом. Чтобы усложнить работу, стоит:
- армировать крышу, стены;
- для предотвращения спиливания приварить уголок к петлям, а калитку защитить стальными полосами (будет сложно отогнуть створку, чтобы спилить ригели).
Даже самый надежный замок для гаража не обеспечит полной безопасности. Стремясь сохранить свое имущество, стоит подойти к вопросу комплексно – воров в первую очередь привлекают наименее защищенные объекты, на взлом которых не требуется много времени.