Ткань для настенных покрытий может быть однородной (из натуральных, искусственных или синтетических волокон), неоднородной или смешанной. В качестве натуральных волокон растительного (целлюлозного) происхождения чаще всего используют лен, хлопок, джут, сезаль. Волокна животного (белкового) происхождения представлены в основном шелком.
К материалам для искусственных волокон относят вискозу или ацетат, сырьем для которых служит древесная целлюлоза. Для синтетических волокон из полипропилена, полиэстра, полиамида и полиакрила сырье получают (синтезируют) из природных материалов. Скажем, из нефти и ее производных. Ради улучшения свойств синтетических волокон (например, воздухопроницаемости и прочности) их гофрируют и скручивают.
Натуральные волокна имеют ограниченную длину. Поэтому на поверхности покрытий из них видны утолщения в местах соединения нитей. Это не признак плохого качества ткани, а свидетельство ее природного происхождения. Наоборот, искусственное или синтетическое волокно может иметь длину до 10000 м. В результате никаких мест соединения на ткани не видно. Правда, производители иногда специально режут последние два вида волокон покороче, чтобы их трудно было отличить от натуральных.
Все перечисленные выше фирмы используют преимущественно смешанные ткани. Разделим их на две группы: без синтетики и с синтетикой. Тканей из натуральных волокон довольно мало. Это, например, коллекции Flint и Manille фирмы MERMET, выполненные из чистого хлопка. Покрытия из шелка, несомненно, более привлекательны, но и значительно дороже, о чем свидетельствует цена подавляющего большинства коллекций фирмы COLONY.
Также мало и полностью синтетических покрытий: к ним следует отнести все материи из полиэстра фирмы BEKAERT TEXSTILES и коллекцию Fil a Fil фирмы MERMET из смеси полипропилена и полиэстра. MERMET поставляет и покрытия без синтетики, например коллекции Damassee, Boisee и Seville, добавляя к хлопковому волокну вискозу в разных соотношениях. И все же подавляющее большинство тканей включает синтетическое волокно из полиэстра, повышающее прочность, улучшающее гидрофобность и снижающее стоимость материала. Такую добавку содержат ткани Savane от GROSS FEIRENZE, Isowall plus от FRANTELLI SANGIORGIO, Tosca от ARGALION, вся продукция ARTECO и др.
Полотно на пористой основе чаще всего делают трехслойным: между основой и тканью прокладывают тонкую промежуточную пленку из ПХВ, предохраняющую внешний слой от проникновения клея изнутри, а основу — от влаги при чистке или мытье покрытия. В отдельных случаях ткань пропитывают специальным составом, превращающим ее в трудновоспламеняющийся материал (класс В1 строительных материалов по отечественным нормативам или класс М1 — по международным). В результате она не поддерживает горения, а лишь плавится при температуре выше 180°С. Обозначение М1 может быть добавлено к названию коллекции.
Особенности драпировки тканевого покрытия
Для драпировки годится не любая ткань — она все-таки должна быть достаточно плотной. Именно поэтому замшей и велюром, даже наклеенными на основу, отделывают стены преимущественно «обойным» способом. В противном случае материал может случайно прорваться. Специалисты компании «АМПИР-ДЕКОР» отмечают, что слишком плотная натуральная (например, хлопок) или смешанная ткань растягивается хуже, чем синтетическая. Поэтому идеально ровной поверхность будет все-таки в последнем случае.
Длину рулона обычно заказывают в целых метрах, причем предусматривают запас порядка полуметра. Можно сэкономить, если над окнами, где ширина стены чаще всего не превышает полуметра, задрапировать ее обрезками. В результате вместо одного длинного рулона потребуется 2-3 покороче, но и число швов, естественно, возрастет. В случае если высота потолка больше ширины полотна, поступают по-разному.
Скажем, оставшуюся незакрытой площадь стены (у пола, у потолка или часть у пола и часть у потолка) можно задекорировать лепниной — белой или в тон материи. Иногда ткань натягивают от потолка, а нижнюю часть стены драпируют вторым полотном, причем не обязательно той же расцветки. По образующемуся шву пускают тонкую рейку — деревянную, из пластика или обтянутую материей.
Эффектно выглядят лепные имитации выступающих колонн, прерывающие задрапированные участки стены, или вертикальная окантовка. Вместо них монтируют также декоративные тканые панно, гармонирующие по цвету с тканым покрытием. Панно бывают высокими, от пола до потолка, или покороче. Их можно поместить в раму из лепнин